Ветроэнергетика

Работа ветрового колеса крыльчатого ветродвигателя

Крыльчатые ветроколеса работают за счёт косого удара при движении лопастей перпендикулярно к направлению скорости ветра в противоположность к прямому удару, рассмотренному в предыдущем случае. Устройство такого колеса показано на рис. 6.4.1.

 Конструктивная схема крыльчатого ветроколеса
Рис. 6.4.1. Конструктивная схема крыльчатого ветроколеса.

На горизонтальном валу закреплены крылья, число которых у современных ветродвигателей бывает от 2 и больше. Крыло ветроколеса состоит из маха а и лопасти б, закрепляемой на махе так, что она образует с плоскостью вращения некоторый угол ϕ. Этот угол называют углом заклинения лопасти (рис. 6.4.1). При этом на её элементы набегает воздушный поток с относительной скоростью W под углом α , который называют углом атаки, и действует с силой R. Углы ϕ и α в значительной мере определяют эффективность крыльев. Силу R раскладывают на силы Px и Py (рис. 6.4.2, а). Силы Px производят давление в направлении ветра, которое называется лобовым давлением. Силы Py действуют в плоскости y − y вращения ветроколеса и создают крутящий момент.

схема действия сил воздушного потока
Рис. 6.4.2. а – схема действия сил воздушного потока на элемент лопасти; б –
графическое изображение относительного потока, набегающего на элементы
лопасти, расположенные на разных радиусах ветроколеса.

Максимальные силы, приводящие колесо во вращение, получаются при некотором значении угла атаки α, т. е. угла наклона относительного потока к поверхности лопасти. Ввиду того что окружная скоростью длине крыла не одинакова, а возрастает по мере удаления его элементов от оси вращения ветроколеса, относительная скорость W набегания потока на лопасть также возрастает. Вместе с этим убывает угол атаки α , и при некоторой окружной скорости ωR, где ω угловая скорость, этот угол станет отрицательным (рис. 6.4.2, б). Следовательно, не все элементы крыла будут иметь максимальную подъёмную силу.

Если мы будем уменьшать угол ϕ каждого элемента лопасти по мере удаления его от оси вращения так, чтобы наивыгоднейший угол атаки α примерно сохранялся постоянным, то мы получим условие, при котором приблизительно все элементы лопасти будут работать со своей максимальной подъёмной силой. Лопасть с переменным углом заклинения со получает форму винтовой поверхности.

Правильные углы заклинения лопасти при хорошем аэродинамическом качестве профиля, а также ширине, соответствующей заданной быстроходности, обеспечивают высокий коэффициент использования энергии ветра. У хорошо выполненных моделей он достигает 46%.